12 мин.

Брюс Гроббелар. «Жизнь в джунглях. Автобиография» 17. Природа вратарского мастерства

  1. Привязанный к земле

  2. Убегая из дома

  3. Колдун

  4. Лидер «палки»

  5. Война в Южной Родезии

  6. Спасенный футболом

  7. Зеленая Мамба

  8. Футбольный цыган

  9. В «Ливерпуль» на спор за £1

  10. На самой глубине

  11. Принц-клоун

  12. Дни матчей

  13. Влюбляюсь

  14. Европейская поездка

  15. «Эвертон»

  16. «Эйзел»

  17. Природа вратарского мастерства

  18. Менталитет победителя

  19. «Хиллсборо»

  20. ...

17. Природа вратарского мастерства

ВРАТАРСТВО— ЭТО ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И СЛЕДОВАНИЕ ЕМУ. Твоя позиция очень важна, и ты должен изучить игрока с мячом: куда он будет бить? Каковы его движения? Куда он смотрит? Ты должен читать игру. Когда ты останавливаешь удары с линии ворот в игру вступает инстинктивность. В этот момент ты не рассчитываешь, все зависит только от скорости твоей реакции. Спасение после удара головой с углового — инстинктивное, а чтение полета мяча с углового и его выход, чтобы забрать его — расчет.

В целом, я, наверное, играл более расчетливо. Если ты, как вратарь, не умеешь хорошо читать игру, то получаешь слишком много неприятных сюрпризов.

Как вратарь, ты не только последняя линия обороны, но и первая линия атаки, и должен с умом подходить к тому, как начать следующую атаку. Если бы я увидел, что на поле возникла ситуация «два в два», я бы без промедления выбил бы мяч, чтобы дать им возможность побороться. Как правило, одним из игроков, вступающих в борьбу за «Ливерпуль», был Иан Раш. Я свистел, как только брал мяч, и он понимал, что сейчас произойдет. Он готовится к тому, чтобы пройти по флангу и забрать с собой своего опекуна, оставив место в центре. Затем я пускал мяч на пространство, и он неизбежно выигрывал последующую дуэль благодаря своей скорости и силе.

Ты анализируешь опасность, видишь забегания и пространство, а затем действуешь. В свое время я, наверное, бросал больше, чем любой другой вратарь в лиге. Выбивать мяч ногой было нельзя. Мы любили как можно чаще строить атаку от защиты, поэтому в большинстве случаев я выбирал более короткий вариант. Если Раш был доступен, почему бы его не использовать? Нужно быть тертым.

Общение также очень важно для вратаря. Ты — главный на заднем дворе, и тебе должно нравиться быть лидером. Одни — прирожденные лидеры, другие в них вырастают. Я был лидером в армии. С семнадцати до девятнадцати лет я присматривал за людьми, которые порой были почти вдвое старше меня; у меня был довольно широкий круг в моей палке. Поэтому с семнадцати лет я знал, что могу руководить. За время моей работы лидером мы потеряли всего двух человек, в то время как другие палки понесли гораздо больше потерь. Эти два человека погибли в силу сложившихся обстоятельств — мы ничего не могли сделать.

Есть физические намеки на сильные характеры.

Есть Невилл Саутхолл. А еще есть Бобби Миммс. Мы знали, что Саутхолл — большой, серьезный персонаж. Мы знали, что можем наехать на Миммса. Я думаю, о вратаре можно многое сказать по силе его рук. В конечном счете, тебе нужны большие руки и сильные запястья, чтобы не пропускать удары. Когда перед игрой ты пожимаешь руку другому вратарю, а его рукопожатие оказывается слабым, ты начинаешь задумываться о том, хватит ли у него сил, чтобы парировать удар. У Дэвида Симэна были сильные руки. У Фила Паркеса были сильные руки. У Тони Годдена нет. У Гэри Бейли нет. У Эрика Торстведта нет. У Бобби Миммса нет. Петер Шмейхель — ты этого никогда не узнал, потому что он никому не пожимал руки. Мне пришлось схватить его на поле перед игрой на «Олд Траффорд», и он был совсем не рад. Надо сказать, что у него были сильные руки. Зрительный контакт тоже был важен. Если другой вратарь не смотрел на тебя, когда пожимал руку, я воспринимал это как то, что он немного стесняется — давай на него набросимся.

Вратари вообще — это другая порода. Проще говоря, твоя задача — охранять ворота. Штрафная площадь — 18 ярдов (16,5 м) в длину и 44 ярда (40,32 м) в ширину — это твоя территория. Никто в твоей команде, включая менеджера — если только он сам не был вратарем — не может сказать тебе, что делать в этой области. Ты должен быть на 100% ответственным. Никто не может тобой командовать — ты король штрафной, капитан, и никто другой. Если ты делаешь свою работу в этой зоне и не позволяешь мячу зайти за линию, значит, ты сделал свою работу, и точка.

Однако король в своем королевстве должен четко формулировать свои требования, поэтому решающее значение имеет эффективная коммуникация. Если информация, которую ты сообщаешь находящимся перед тобой людям, верна, все будет в порядке. Именно такой силой и обладает хороший первый номер.

Как вратарь, ты должен стараться как можно чаще ловить мяч. Выбить его кулаком и дать шанс сопернику? Нет. Убедись, что ты его удержишь. Я видел великолепных вратарей, которые любят летать, щелкать и отбивать мяч, но очень многие из них не могут им завладеть. Что это за современные вратари, которые не любят ловить эту штуку? Если ты поймал мяч, ты полностью контролируешь ситуацию и не даешь сопернику ни единого шанса. Возьми мяч в руки. Если понадобится, сломай пальцы, когда он ударит тебя — мяч должен быть у тебя.

Не так давно я проводил неделю тренировок с вратарями в Мелвуде. Там используются те же мячи, что и в матчах. Мы тренировались удерживать мяч. Через некоторое время после этого вратарь, с которым я тренировался, играл на «Энфилде», и он не поймал мяч так, как мы это делали на тренировке. Он словно хотел сделать все, что он делал в игре, эффектным для последующего телевизионного монтажа. Он только и делал, что выбивал его кулаком, а его ноги болтались в разные стороны. Это было странно. Потом я сказал этому вратарю: «Слушай, почему ты не можешь поймать мяч?» «Этот мяч движется», — ответил он. Я ответил: «Что ж, я тренировался с тобой всю неделю с одним и тем же мячом, и ты ловил его во время тренировок, но вот игра, и теперь ты бьешь по нему кулаком — что происходит? Это все тот же мяч». Они просто хотят покрасоваться.

В наше время, чтобы быть лучшим вратарем, нужно иметь хорошие ноги. Можешь ли ты играть пять на пять без рук? Насколько хорошо ты владеешь мячом? Вратари, которые могут играть в поле, становятся очень популярными. Те, кто неловко держится на ногах, не доберутся до вершины. Они будут играть в Чемпионшипе и Лиге один. Умеешь бегать? Ты также должен быть в хорошей физической форме. Ты должен обладать взрывными мышцами, что делает работу в тренажерном зале очень важной. Можешь ли ты достать до левого верхнего угла ворот правой рукой, а не левой? Тебе нужно быть гибким. Я считаю, что для вратарей очень полезна йога. Йога, прыжки на батуте, настольный теннис — любой из этих видов спорта.

В том, что касается твоей физической формы как вратаря, есть противоречие. Тебе нужно иметь взрывные мышцы и в то же время быть гибким. Другими словами, ты должен быть похожим на гимнаста. Если ты гимнаст, то у тебя идеальное тело вратаря. Ты должен знать, как падать и как идти вниз, не причиняя себе вреда. Ты не можешь научить этому человека, который никогда этого не делал. Этому нужно учить тебя в детстве, на мате: можешь ли ты прыгнуть отсюда и перекатиться? Можешь ли ты нырнуть с мата, а затем перекатиться? Этому нужно учить с самого раннего возраста.

Я бы сказал, что самое важное для вратаря — это его концентрация. Мозг подсказывает тебе, что делать руками и ногами, и если ты не сконцентрирован и не нацелен на результат, то ты будешь медлить. Правильная расстановка людей перед тобой также крайне важна, ведь их присутствие может означать, что тебе вообще не придется совершать сейв; но когда нужно — ты должен быть начеку. Твоя концентрация должна быть стопроцентной.

Существует множество способов улучшить концентрацию, например, стоять на одной ноге или жонглировать. Еще одно распространенное упражнение — встать на полукруглый мяч (мяч Босу). Пока ты концентрируешься на том, чтобы удержаться на ногах, кто-то бросает тебе мяч, который ты должен поймать. Твой ум должен быть сконцентрирован на неустойчивой поверхности, на которой ты балансируешь, и одновременно ловить мяч. Если тестирование проводишь ты, одновременно задавай подопытному вопросы — проверяй его по таблице умножения. Если он не даст правильного ответа, знай, что его мысли заняты другими вещами. Все дело в кинетике. Многие немецкие команды используют кинетику в своей тренерской работе.

Главное — это присутствие в моменте. Отсутствие этого присутствия, вероятно, делает многих людей несчастными в жизни в целом — большую часть времени они живут прошлым или будущим, и редко живут моментом. Вратарь должен жить моментом, и если случается что-то плохое, например, пропущенный гол, он должен забыть об этом и оставаться в моменте до конца игры. Только после свистка следует задуматься о том, что произошло во время игры. Как тренер вратарей ты тоже даешь свою оценку. Если у тебя был ужасный рабочий день, как у несчастного Лориса Кариуса в Киеве, очень важно, чтобы команда, окружающая вратаря, оценила, что он сделал в игре. Но только после.

А как насчет психической силы? Некоторые люди говорят, что вратари — сумасшедшие. Легендарный вратарь «Арсенала» Боб Уилсон даже написал книгу о вратарях и вратарском искусстве под названием «Ты должен быть сумасшедшим». Я придерживаюсь другого мнения. Вратари — не единственные сумасшедшие, есть еще двадцать игроков на поле, которые тоже по-своему безумны. Это они гоняют один и тот же мяч на протяжении девяноста минут, пытаясь забить как можно больше и при этом изматывая себя. Мы остаемся в своей штрафной, защищаем ее и позволяем мячу приходить к нам. Когда он у нас появляется, мы выбрасываем его обратно и поручаем товарищам по команде выловить его — точно так же, как ты выводишь собаку на прогулку. Ты бросаешь мяч, и в конце концов он к тебе возвращается. Иногда ты пинаешь его дальше, а потом они еще сильнее за ним гоняются. Они — сумасшедшие.

Чтобы быть хорошим вратарем, нужно иметь высокий болевой порог. Если у тебя проблемы с болью, то вряд ли из тебя что-то получится. Если ты выходишь на игру и думаешь: «О, я действительно не чувствую себя сегодня хорошо, потому что тот нападающий врежется в меня на дальней штанге», то забудь об этом, даже не надевай свитер. У тебя должен быть высокий болевой порог — болевой барьер, через который ты должен пройти.

Я уже ломал части стопы и пальцы в игре, но продолжал играть, так как просто не замечал этого. В остальном мне очень повезло. За время своей карьеры я несколько раз ломал ребра и скулы, играя за «Саутгемптон» против своих старых друзей «Эвертона». А еще я сломал правый локоть в пасхальный понедельник на «Олд Траффорд». У меня остался большой шрам, напоминающий мне о том, как я мучился в тот день.

*

ЛЕВ ЯШИН БЫЛ МОИМ ПЕРВЫМ ГЕРОЕМ. Он ловил самые невозможные удары. Пэт Дженнингс, сыгравший за Северную Ирландию 119 раз за 22 года, а также за Шпоры и «Арсенал», был еще одним моим героем. Его руки были как лопаты, и когда он приходил за кроссами, то мог ловить только одной из них. А еще он просто замечательный человек. Фил Паркес из «Вест Хэма» (не тот, что из Вулвз и «Ванкувера») тоже был достаточно крупным, чтобы идти за мячами, а Невилл Саутхолл из «Эвертона», возможно, был лучшим вратарем, который так и не получил шанс сыграть на чемпионате мира, потому что выступал за Уэльс. Он был грузным, но очень сильным. Он мог идти за мячами, но полагался на свою резкость, когда находился в своей вратарской, а он был очень хорошим вратарем. Дино Дзофф был фантастическим вратарем для Италии благодаря своей манере игры — он отлично владел ногами, что в его время было совсем не обязательно. Тот, кто играет в воротах сборной Италии, должен быть одним из лучших. На международном уровне я также должен отметить Феликса из Бразилии как одного из лучших игроков, которых я видел, а также Яна Томашевского из Польши, который практически в одиночку обеспечил Польше квалификацию на чемпионат мира 1974 года за счет Англии. Брайан Клаф назвал Томашевского «клоуном», так что у нас было что-то общее.

Во время моих игровых дней было несколько довольно хороших киперов, особенно в английских лигах. Если включить в список вратарей, игравших в разные эпохи, то есть несколько, которые особенно привлекли мое внимание. Мануэль Нойер произвел на меня огромное впечатление своей игрой. Его доминирование и присутствие впечатляют. Он хорошо играет ногами, а капитанство в «Баварии» и сборной Германии многое говорит о его лидерских качествах. То, как он командует своей штрафной, служит примером для его товарищей по команде. Он вернется и снова будет доминировать, хотя Германия, унизившая Бразилию на чемпионате мира 2014 года, удивительным образом не прошла дальше группового этапа в России четыре года спустя.

В Италии Джанлуиджи Буффон был великолепным вратарем, а с его 176 матчами за свою страну он является самым долгоиграющим игроком среди всех европейских сборных. Его вероятный преемник в сборной Италии Джанлуиджи Доннарумма, юнец из «Милана», еще только подросток, но выглядит очень перспективным вратарем. Они позволили Буффону обучать его в национальной сборной, и поэтому в ближайшие два десятилетия им не стоит беспокоиться о вратарской позиции.

Если посмотреть на Буффона, то можно увидеть, что он прекрасно читает игру еще с тех времен, когда он только пришел в сборную Италии. Он дебютировал в Серии А в возрасте семнадцати лет в 1995 году, а в сборной Италии — в девятнадцать. В возрасте сорока лет он все еще играл за «Ювентус» в только что завершившемся сезоне.

Прелесть вратаря еще и в том, что ты можешь сделать так, чтобы твоя игра длилась гораздо дольше, чем у остальных. Ты сможешь по-настоящему повзрослеть в этой игре. Опыт поможет тебе обрести уверенность и знания. Но чтобы продержаться так долго, нужно избегать травм, так что если ты будешь хорошо управлять собой, то сможешь расти в спорте. Ты гораздо лучше понимаешь игру, когда постоянно играешь и из года в год находишься в составе команды.

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только...

книги
logoЛев Яшин
logoБрюс Гроббелар
история
переводы
logoЛиверпуль
logoпремьер-лига Англия
logoПетер Шмейхель
logoМануэль Нойер
logoДино Дзофф
Невилл Саутолл
logoДжанлуиджи Буффон
logoДжанлуиджи Доннарумма
logoсборная Зимбабве
logoСток Сити